Туроператоры предлагают создать фонд «Авиапомощь» на средства от транссибирских роялти

Эксперты обсуждают предложение ведущих туроператоров по созданию  компенсационного фонда на случай банкротства авиакомпании

Участники прошедшего на минувшей неделе в Сочи Второго Всероссийского конгресса туроператоров обратились к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с предложением о формировании компенсационного фонда в размере не менее 2 млрд рублей на случай неисполнения своих обязательств авиакомпаниями, — сообщает РСТ. При этом предлагается,  чтобы фонд формировался из средств транссибирских роялти, получаемых «Аэрофлотом», и других источников финансирования, но не за счет потребителей, а срок оказания помощи туристам не должен превышать 24 часа.

Кроме того, как сказано в обращении, которое цитирует РСТ, в Воздушный кодекс необходимо внести изменения, обязывающие авиакомпанию обеспечить туроператорам возможность выписки маршрутных квитанций и допуск к электронной системе оформления перевозочных документов «туда-обратно» не позднее 48 часов до начала тура – при условии оплаты чартерного рейса заказчиком. После этого туроператор должен произвести выписку электронных билетов по проданным турам и выдать их туристу в период не позднее чем за 24 часа до начала поездки.

Если перевозчик не выполняет свои обязательства по реализации чартерных рейсов, вывоз пассажиров и возмещение ущерба должны проходить в порядке, аналогичном тому, который предусмотрен для регулярных рейсов – за счет средств самой авиакомпании или создаваемого компенсационного фонда.

Как сообщается, конгресс не случайно принял это обращение конкретно 22 ноября и в тот же день направил соответствующие письма в Минкультуры и Минтранс. Обоим министерствам было адресовано поручение премьер-министра Дмитрия Медведева представить предложения по наведению порядка на чартерном рынке именно до этой даты.

Как отмечает Дмитрий Горин, генеральный директор компании «Випсервис» и советник руководителя Ростуризма, «сейчас разрабатывается комплекс мер по нормализации работы авиаперевозчиков, который будет представлен правительству к 8 декабря. Необходимость безотлагательного принятия  этих мер продиктована недавним банкротством «ВИМ-Авиа», из-за которого туроператорами были потеряны около  800 млн руб., находившихся на депозите у перевозчика.

Среди предлагаемых мер – и создание фонда «Авиапомощь» объемом не менее двух млрд руб.».

«Конечно, на пути повышения эффективности регулирования чартерных перевозок немало подводных камней, в частности юридических. Но главное – надо исправить ошибку, совершенную под влиянием авиационного лобби. Она заключается в том, что требование о наличии билета в оба конца у чартерного пассажира после серии банкротств в 2014 году в отраслевой туристический закон было внесено, а в авиационный – нет. И, конечно, сам порядок выписки авиабилетов должен быть четко прописан и стать существенным условием договора туроператора с авиакомпанией», –  отмечает, в свою очередь, президент РСТ Сергей Шпилько.

Кроме того, как заметил президент РСТ, чтобы чартерная перевозка была недорогой и становилась все более качественной, предложение провозных емкостей для нее на рынке должно существенно превышать спрос со стороны туроператоров. А для этого необходимо исключить возможность снижения уровня конкуренции и административного перераспределения рынка в пользу фаворитов, как это сейчас делается под лозунгом наведения порядка. В том числе можно предоставить более широкий доступ к выполнению длинных чартерных программ иностранным авиакомпаниям, полагает эксперт.

В то же время генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак заявил нашему порталу, что не видит необходимости в создании нового фонда.

По мнению авиаэксперта,  «практика организации отечественных чартерных программ туроператорами не соответствует современному развитию турбизнеса. Цель туроператоров – отвезти толпы туристов на пляж максимально дешево. Пока туроператоры будут организовывать практически «бесплатные» перелеты,  ситуации банкротства будут повторяться. Ведь, как известно, бесплатный сыр бывает в мышеловке».  

 При этом, по мнению эксперта, «если все туроператоры предложат своим туристам пользоваться услугами регулярной перевозки, то проблемы исчезнут.  А чартерные рейсы не надо запрещать, они сами медленно умрут».

Как  отмечает эксперт, «разговоры о создании компенсационного фонда ведутся уже давно.  Сначала разработчики этого проекта предлагали собирать определенный сбор с каждого билета. Но тогда получалось бы, что «хорошие» кампании платят за «плохих». А это несправедливо.

 Теперь конгресс туроператоров выступил с предложением взять необходимую сумму из средств «Аэрофлота». Однако роялти авиакомпании в размере примерно $200 млн долларов уже «пристроены» — они  ежегодно переводятся в Росавиацию, и этими средствами субсидируются учебные заведения гражданской авиации».

«Впрочем, даже если такой фонд и будет сформирован, надеюсь, что банкротства авиакомпаний будут случаться не каждый год и его средства в ближайшее время не понадобятся», — выразил надежду эксперт.

По материалам: www.tourbus.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *